Суббота - 04 Мая 2024 - 14:00
ГлавнаяСтатьи клубаМастерство, обучениеПриемы контраварийного вождения
ГЛАВА 5. Обеспечение готовности к экстренным действиям (часть 2)
Приемы контраварийного вождения
11 Августа 2008
3696
0.0

ГЛАВА 5. Обеспечение готовности к экстренным действиям (часть 2)

 

5.7. Опережающее дросселирование для повышения надежности в сложных дорожных ситуациях

 

Опережающее дросселирование как способ повышения безопасности за счет потенциала двигателяВодители высокой квалификации обеспечивают себе запас надежности при движении в скоростном режиме за счет опережающих действий по управлению. Это возможно при постоянном прогнозировании дорожных ситуаций и поведения автомобиля.

 

Реагируя на внешние условия движения разгоном или торможением, необходимо учитывать, что тормозная динамика автомобиля намного выше, чем разгонная. На это влияют многие факторы и прежде всего инерционность топливной системы. Если тормозной эффект можно получить тотчас после приложения усилия к тормозной педали, то для существенного повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя требуется время, притом эта инерционность неодинакова на автомобилях разных моделей и зависит от объема и мощности двигателя, крутящего момента, передаточных отношений трансмиссии, диаметра колес и т. д.

 

Чтобы избежать возможных критических ситуаций, следует начать дросселирование раньше, чем двигатель потеряет мощность. Например:

 

·         на спуске, чтобы преодолеть крутой подъем;

 

·         перед неровностями, чтобы сохранить устойчивость автомобиля за счет гироскопических моментов, создаваемых вращающимися колесами и коленчатым валом (при поперечном расположении двигателя);

 

·          перед тяжелым грунтом (грязь, песок, снег), чтобы избежать переключения передач;

 

·          перед ямой (бугром), чтобы разгрузить переднюю подвеску;

 

·          до начала обгона, чтобы уменьшить время нахождения на встречной полосе;

 

·          перед экстренным маневром, чтобы выполнять его, имея запас мощности, а следовательно, и запас надежности при возникновении критической ситуации.

 

Многие водители, даже не подозревая о допущенных ошибках, заучивают и доводят до автоматизма некоторые приемы, которые позднее послужат причиной аварийной ситуации. Например, выполняя поворот на перекрестке, начинают маневр на повышенной передаче, снижая скорость приемами торможения. В конце дуги, понимая, что тяга потеряна, водитель включает пониженную передачу для разгона.

 

В скоростных условиях такая последовательность действий недопустима, т.к. и включение передачи на дуге, и потеря тяги из-за завышенной передачи не дают использовать возможности автомобиля и провоцируют потерю устойчивости в повороте. Поэтому переключение нужно выполнить до поворота.

 

5.8. Опережающее компенсаторное руление для сохранения устойчивости автомобиля

 

Опережающее руление как способ профилактики критических ситуаций, связанных с оптерей устойчивости и управляемостиДаже при движении автомобиля по прямой легко отличить опытного водителя. Он выполняет меньше действий рулевым колесом для коррекции траектории. Эта "экономизация" руления достигается за счет опережения "рысканья" автомобиля дозированными усилиями рук на рулевом колесе.

 

При скоростном движении по прямой неопытный водитель с некоторым опозданием реагирует на увод автомобиля с траектории и часто совершает еще две сопутствующие ошибки: резкий поворот руля на чрезмерный угол и задержка его в повернутом положении. Это приводит к эффекту "виляния" по дороге. Профессионал использует для стабилизации мягкий короткий импульс руления в самом начале смещения автомобиля и тотчас возвращает руль в положение "прямо". Суперпрофессионал начинает действия еще раньше — до начала увода и поэтому амплитуда его руления минимальна.

 

Особенно рельефно опоздание в рулении прослеживается при движении задним ходом с ускорением. Опытный водитель для сохранения прямолинейности траектории многократно пользуется технологией "поворот - выравнивание". Для коррекции увода автомобиля в сторону он поворачивает руль на небольшой угол и тотчас возвращает его в исходное положение не дожидаясь реакции автомобиля. Если смещение автомобиля недостаточно, он повторяет подобные действия. Неопытный водитель поворачивает руль на слишком большой угол ждет реакции автомобиля и почти всегда опаздывает с выравниванием. Это приводит к непрерывному вилянию автомобиля в обе стороны.

Особенно актуальны приемы опережающего руления для сохранения устойчивости автомобиля при возникновении заноса. При экстренном ступенчатом или прерывистом торможении каждый цикл растормаживания используется для коррекции устойчивости. Так удается избежать суммарной ошибки, которая может привести к критическому заносу.

Можно опередить возникновение заноса в повороте при резком дросселировании опережающим компенсаторным рулением, т. е. одновременно с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя на обледенелой дороге необходимо повернуть рулевое колесо в сторону предполагаемого заноса. Амплитуда опережающего руления должна соответствовать величине дросселирования и скользкости покрытия.

 

При соскальзывании в повороте на снежный упор важно до контакта со снегом выровнять колеса, чтобы удар произошел боковой плоскостью колеса. Этот прием позволяет избежать вращения и опрокидывания в тех случаях, когда скорость автомобиля велика.

Опережающие действия рулевым колесом являются элементами практически всех приемов высшего мастерства. Они позволяют успешно противодействовать сносу, заносу, вращению и опрокидыванию автомобиля на самой ранней фазе. Но опередить можно, лишь когда водитель способен предвидеть возникновение и развитие критической ситуации.

 

Для водителей высшей квалификации характерен "мягкий" стиль езды, исключающий в стандартных условиях резкие маневры. Базой такого стиля являются опережающие действия в рулении, торможении и других элементах управления.

 

5.9. Опережающее включение понижающих передач для повышения безопасности

 

Опережающее включение пониженных передач для сохранения тяги двигателяПостоянно увеличивающаяся цена бензина повлияла на технику управления автомобилем. Большинство водителей стали пользоваться повышающими передачами, чтобы уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя и снизить расход топлива. С точки зрения экономии такие действия, возможно, оправданы, но на безопасность они влияют отрицательно. Ведь чем меньше тяга двигателя, тем уже диапазон возможностей для преодоления критической ситуации экстренным маневром. К сожалению, большинство водителей выработали прочный навык переключать понижающие передачи только когда "двигатель не тянет" и частота вращения падает ниже 1000 об/мин (имеются в виду скоростные модели легковых автомобилей, у которых максимальная тяга - крутящий момент - соответствует 4000 об/мин).

 

Особенно опасно потерять мощность при движении на подъем, при обгоне, экстренном объезде препятствия, на крутом повороте, в колее, глубоком снегу и т. д.

 

Если существует выбор, на какой передаче преодолеть поворот ("с недокрутом" на повышающей передаче или "с перекрутом" на понижающей), то в плане безопасности лучше выбрать второй вариант. Преимуществ здесь несколько. Они обусловлены возможностями:

 

·         использовать тормозной эффект двигателя для загрузки передних колес;

 

·         противодействовать центробежной силе мощностью двигателя;

 

·         дозировано тормозить при повороте, не боясь блокирования колес;

 

·         использовать ускорение для преодоления критической ситуации.

 

Во многих ситуациях поздно реагировать на потерю мощности переключением передач, так как во время этой операции теряется 300—2000 об./мин (в зависимости от квалификации водителя, передаточного отношения коробки передач, характеристики двигателя и способа переключения). Сохранить мощность можно, лишь опередив ситуацию, не давая упасть оборотам.

 

Переключению низшей передачи должна предшествовать "перегазовка", выполняемая необычным способом: задержкой включения сцепления при полностью открытом дросселе. Выполняется этот прием следующим образом.

 

Водитель, двигаясь на повышающей передаче (например, IV) на подъем, нажимает на педаль подачи топлива до упора, но эффекта ускорения нет, так как двигатель еще раньше потерял мощность. Не прекращая нажатия на педаль подачи топлива, нужно медленно (!) выжать педаль сцепления. Двигатель тотчас отреагирует на такое действие резким увеличением частоты вращения. За это время включается понижающая передача. Как только будет достигнута максимальная частота вращения, можно плавно включить сцепление. Автомобиль отреагирует на этот прием резким ускорением. Время задержки включения сцепления легко дозируется. Водитель-профессионал на этот прием затратит менее 0,5 с.

 

Но следует еще раз отметить, что такой прием актуален не когда двигатель потерял мощность и ситуация стала угрожающей, а раньше. Поэтому он и называется опережающим.

 

5.10. Включение понижающих передач с пропуском для экстренного маневра

 

Экстренное включение передач с пропуском стандартной последовательностиВ тех случаях, когда опасность возникает неожиданно, даже квалифицированный водитель не успевает применить комбинированное торможение и экстренно снижает скорость на постоянной, чаще всего, прямой передаче. Случается, что именно в последней фазе торможения становится ясно: только экстренный маневр может предотвратить критическую ситуацию. Однако автомобиль, потерявший мощность, не способен воспринять экстренный маневр из-за недостатка тяги и инерционности двигателя.

 

Чтобы избежать критической ситуации с помощью маневра, бывает необходимо быстро переключить низшую передачу, пропуская обычную последовательность, например IV—II или V—III. Однако такое переключение требует интенсивной "перегазовки", чтобы избежать кратковременного блокирования ведущих колес в момент включения сцепления. Одновременно желательна задержка сцепления, так как она также повлияет на смягчение динамического удара.

 

Особенно актуальным становится этот способ при выносе автомобиля на полосу встречного движения или на обочину. Преодолеть центробежную силу можно мощностью двигателя, но для этого нужно переориентировать автомобиль, развернув его переднюю часть внутрь поворота.

 

Включив понижающую передачу ударным способом, можно создать вращательный момент (скольжением задней оси), а затем перевести автомобиль в управляемый занос, который и позволит избежать падения и опрокидывания.

Для переднеприводных автомобилей после включения пониженной передачи нужно четко контролировать тягу двигателя, т. к. пробуксовка колес может спровоцировать их снос вовне и вынос автомобиля с планируемой траектории. На скользкой дороге умышленная пробуксовка может помочь прекратить занос и стабилизировать автомобиль.

Прием вполне оправдан и в повседневной езде, например, для ускорения после длительного торможения на прямой передаче, для разгона после крутого поворота, перед сложным участком разбитой дороги, перед крутым подъемом или спуском на грунтовой дороге и т. д.

 

В острых критических ситуациях, когда автомобиль постоянно выходит из-под контроля, можно воспользоваться даже незначительной устойчивой паузой, чтобы использовать этот способ как аварийный тормоз, особенно при повреждении тормозной системы автомобиля.

 

 



Комментарии (0)

avatar