Водителей будут лишать прав по болезни и без суда. Кого это коснется
04 Октября 2025
39
0.0

Водительские удостоверения в России будут аннулировать «автоматом». Причиной станут выявленные медиками заболевания, препятствующие управлению машиной. Эксперты рассказали Autonews.ru о нюансах нововведения С 1 марта 2027 года россиян начнут автоматически лишать водительских прав при выявлении опасных заболеваний. Информацию о готовящемся нововведении раскрыл глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов (ЛДПР). Соответствующий законопроект был принят Госдумой, одобрен Совфедом и подписан президентом России Владимиром Путиным летом 2025 года. Документ предполагает, в частности, наделение расширенными полномочиями ГАИ в плане возможности аннулирования ранее выданных водительских удостоверений. Как это будет работать В соответствии с документом, водителей смогут направлять на внеочередное медицинское освидетельствование. Срок прохождения такой комиссии — не позднее трех месяцев с момента направления. Поводом для этого послужат выявленные при посещении обычных больниц и поликлиник заболевания, несовместимые с возможностью управления транспортными средствами. «Сведения о заболевании, а также направление на медосвидетельствование будут отражаться в специальном реестре, к которому будут иметь доступ сотрудники ГАИ», — пояснил Autonews.ru автоюрист Михаил Никитин. Как уточнил ТАСС Леонов, при получении соответствующего сигнала в МВД права водителя будут аннулироваться автоматически, но диагноз, послуживший причиной отзыва водительского удостоверения, уточняться для ведомства не будет. До весны 2027 года, по словам парламентария, будет выстраиваться и отлаживаться система мониторинга в режиме реального времени. Идет работа по объединению медицинских баз с базами МВД. В июле 2025 года были приняты поправки в законы «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных». Еще ранее, в 2024 году, в России был принят закон об обмене полицейских и медиков информацией о лицах с психическими расстройствами, склонных к совершению общественно опасных действий. В перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, устанавливаемый правительством, входят, в частности, шизофрения, эпилепсия, аномалия цветового зрения и слепота, шизотипические расстройства личности и общие расстройства психологического развития. О чем стоит беспокоиться Опрошенные Autonews.ru эксперты неоднозначно отнеслись к готовящимся изменениям. Психиатр-нарколог, главный врач Клиники правильного восстановления Сергей Пшембаев напомнил, что сегодня медицинское освидетельствование на пригодность управления транспортным средством способна выдать любая медицинская организация — как коммерческая, частная, так и государственная. Но в плане проверки психического здоровья прерогативы есть только у государственных учреждений. Лишь они вправе выявлять такие противопоказания к вождению. Интегрируются с базами МВД в первую очередь именно базы психиатрии и наркологии, конкретизировал эксперт. «Возможно, нормативно-правовая база пойдет дальше, и будет запрещено выдавать справки частным организациям», — предположил эксперт. В этом случае обойти систему водители уже не смогут. Заместитель председателя правления Национального антинаркотического союза Алина Рудакова отметила, что в целом готовящиеся нововведения имеют право на жизнь. «Среди перечня заболеваний, который описывает депутат Госдумы и руководитель комитета по охране здоровья Сергей Леонов, действительно есть те психические расстройства, те заболевания, которые в целом блокируют возможность водителям попадать за руль», — считает эксперт. Опасения, по словам специалиста, вызывает сама реализация задумки. К примеру, неясно, как именно вылечившиеся от недугов водители будут возвращать права, сколько сил и времени на это потребуется. «У некоторых заболевания не с рождения, они открылись в процессе жизни. Человек и так получает большой стресс, плюс ему не пытаются с этим помочь, а еще больше стигматизируют и ограничивают его права. Здесь очень большая проблема», — конкретизировала Рудакова. Эксперт пояснила, что инициатива содержит лишь карательную часть, а о помощи гражданам речи не идет. «Большой вопрос, будут ли какие-то общественные организации, комиссии, которые будут отслеживать отдельные факты нарушений и возвращать права. Пока вопросов очень много, а ответов мало, — подчеркнула Рудакова. — Указывается, что медорганизация будет обязана сообщать в соответствующие органы, но все больше будет фактов коррупции и обращения в частные клиники и организации, подкупа специалистов для получения «левых» справок и документов». Согласен с этим мнением и президент Национального союза (НАС) Антон Шапарин. «С одной стороны, порядок наводить надо, а с другой — начинать нужно с проблемы продажи справок, — уверен он. — Все эти ухищрения разбиваются об одну-единственную вещь: когда справки покупаются и продаются, без разницы, что написано во всех этих базах». Отметил Шапарин и еще одну проблему: какое-то количество лиц, страдающих от алкогольной и наркотической зависимостей, действительно лишат прав, но пострадать могут и другие люди. «Все, что связано с медициной, с заболеваниями, — это глубоко архаичная история. Например, та же эпилепсия. При приеме препаратов она купируется на 100% и никак не влияет на управление транспортным средством. Все нужно гораздо более четко выстроить, внедрить понятные критерии, внедрить возможность медицинской помощи людям, если они пьют таблетки. Если все купируется и это подтверждается врачами, то таких людей не надо лишать водительского удостоверения», — уверен собеседник. Александр Воронцов Autonews |
Комментарии (0) | |