Противотуманки в непогоду: когда можно, а когда — нет
17 Июня 2025
53
0.0

Выясняем, когда «туманки» могут стать причиной неприятностей с законом Представьте: раннее утро, над дорогой стелется легкий туман. Видимость вполне приличная, а дорога чистая. Вдруг впереди появляется автомобиль с ярко горящими задними противотуманными фонарями — пятно света бьет вам прямо в глаза, как прожектор. Водитель, скорее всего, уверен, делает машину заметнее на трассе. Но на деле он мешает другим участникам движения и нарушает правила. Увы, многие автомобилисты не понимают разницы между различными типами противотуманного освещения и не знают, когда их использование оправдано, а когда может обернуться проблемами с законом. Впрочем, обо всем по порядку. Физика «противотуманок»: почему они работают не всегда Передние противотуманные фары создавались для езды в условиях плотного тумана: они установлены у самого днища машины и дают широкий, как бы «приплюснутый» световой пучок, который проходит под туманом и улучшает освещение дороги. Однако важно помнить: противотуманные фары — это не усиленные «габариты» и уж ни в коем случае не альтернатива ближнему свету. Они предназначены для конкретных условий: тумана, сильного дождя, снегопада, когда видимость действительно ограничена. Включенные не к месту противотуманки — это то же самое, что громкая музыка из открытых окон в пробке: бесполезная затея, которая мешает окружающим. Особенно это касается задних противотуманных фонарей. Их мощный свет заметно ярче обычных «габаритов», и при нормальной видимости он ослепляет, отвлекает, вызывает раздражение. Так что не удивляйтесь, если вам будут «моргать» фарами или бросать на вас уничижительные взгляды при обгоне. Отсюда вывод: если погодные условия не требуют дополнительного освещения, достаточно ближнего света. Все остальное работает уже не на безопасность, а против нее. Что говорит закон? Многие забывают выключить задние «туманки» после того, как условия улучшаются. Это не просто ошибка, а прямое нарушение правил. Согласно п. 19.4 ПДД РФ, передние противотуманные фары можно использовать только с ближним или дальним светом и только при плохой видимости. Задние противотуманные фонари тоже разрешено использовать строго при при плохой видимости. Кроме того, законом запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам. (п. 19.7 ПДД РФ). Важная ремарка про задние противотуманные фонари: как мы выяснили, их разрешено использовать только в условиях недостаточной видимости. То есть, исходя из п. 1.2 ПДД РФ, менее 300 метров. Однако на практике инспекторы часто рассматривают их включение как оправданное лишь при очень плохой видимости (например, менее 100 или даже 50 метров), чтобы избежать ослепления других участников движения. При этом «видимость» — это оценочный параметр, так что спорить с представителями власти будет бесполезно. За нарушение предусмотрен штраф 500 рублей (ч.1 ст. 12.20 КоАП РФ). С учетом нынешних размеров штрафов сумма чисто символическая. Однако в реальных условиях такие «мелочи» могут сыграть критическую роль: ослепление других участников движения нередко становится одной из причин серьезных аварий. Особенно опасно это в условиях плотного трафика или на загородных трассах при ограниченной видимости. В таких случаях юридическая и моральная ответственность водителя выходит далеко за рамки административного штрафа. Три важных совета про «туманки» Оценивайте видимость — если можно четко различить предметы на расстоянии более 50 метров, задние противотуманки включать нельзя. Контролируйте ситуацию — в современных автомобилях управление освещением может быть неочевидным. Случайно включенные фары могут долго оставаться незамеченными и спровоцировать ЧП. Следите за чистотой рассеивателей — грязные и поцарапанные стекла «туманок» искажают свет, создавая блики и ослепляя других водителей. Если вы ищите универсальный способ стать заметнее на дороге, то это точно история не про «туманки». Их задача — помогать водителю в условиях реального ухудшения видимости, а не дублировать основное освещение. Главное правило: включать их только тогда, когда они действительно нужны. И это, кстати, не только вопрос соблюдения закона, но еще и элемент уважения к другим участникам дорожного движения. Елена Старикова Автор Авто Mail |
Комментарии (0) | |