Воскресенье - 17 Декабрь 2017 - 11:16
Масло в АКПП – быть или не быть? (менять или не менять?)
Полезно знать
13 Декабрь 2010
24723
5.0

Любой автомобиль, любого возраста оснащается Коробкой Переключения Передач, при этом всё больше и больше людей отдают предпочтение автоматическим трансмиссиям (АКПП). Сразу отметим, что явные преимущества «автоматов», влекут за собой ряд проблем и ограничений при эксплуатации и обслуживании. Именно они, в свою очередь, порождают недоверие, а иногда и неверные действия автомобилистов, ведущих к ухудшению эксплуатации, а иногда и поломке АКПП. Одним из таких устойчивых мифов, является убеждение о том, что масло в автоматической коробке передач менять не следует. Оно, конечно, ошибочно!

Большинство водителей глубоко уверены в необходимости неусыпного контроля уровня и качества масла в двигателе, однако, при наличии «автомата», ему стоит уделять пристальное внимание в не меньшей, а порой даже и в большей степени. АКПП так же подвергается нагрузкам, изнашивается и требует своевременного обслуживания. Сразу, отметим, что во многих источниках (мануалах к тем или иным авто, справочниках жидкостей и пр.), как правило указываются км. пробега масла в трансмиссии или время до его замены (что наступит раньше). Многие производители автомобилей рекомендуют замену жидкости в АКПП с периодичностью от 40 до 90 т. км. Одновременно, они же указывают, что при эксплуатации в тяжелых условиях необходимо производить замену масла в АКПП с интервалом в 1,5-2 раза меньшим. Более того, справедливости ради, следует отметить, что есть производители, которые напротив, вообще, не указывают срок замены масла, у них оно якобы «залито на весь срок службы коробки передач». Правда при этом, обычно, под «сроком службы» подразумевается гарантийный срок эксплуатации, а ведь его, заметьте, более 100 т.км не бывает!!! Одним словом, как показывает многолетний опыт эксплуатации автомобилей с АКПП, жидкость в коробке может работать долго, а может потерять свои качества за очень короткий срок (Трудно поверить, но, например, иногда это 15-20 мин в глубком снегу или песке!) Причин тому и факторов масса. Во-первых, жидкость, да и сама АКПП, крайне чувствительны к постоянным резким стартам («светофорные гонки», агрессивная манера езды). А во-вторых, к пробуксовкам (скользкие покрытия, езда по тяжёлым грунтам - грязь, песок). Эксплуатация автомобиля в таких условиях весьма сильно сокращает срок жизни масла и «автомата» в целом. Здесь первыми тревожными признаками, можно считать потемнение жидкости (в ней есть посторонние вкрапления, инородные частицы, у неё появился характерный запах гари – всё это продукты износа деталей), в этом случае стоит как можно быстрее её заменить, независимо от того, подошёл срок или нет! При подобных «симптомах», нужно чётко себе уяснить, что не только с маслом, но и с агрегатом уже не всё в порядке! Также когда появляются посторонние звуки или толчки при переключении передач, жидкость требует замены. Далеко не всегда, но иногда это позволяет продлить жизнь автоматической коробки. Не менее, важным является правильный уровень жидкости в АКПП, но об этом далее. Таким образом, невнимательность водителя к основным правилам эксплуатации приводит к ухудшению работы АКПП, а в дальнейшем, и выходу её из строя!

Миф о вреде замены масла в АКПП связан с многократными случаями выхода из строя коробки после этой процедуры. Да, действительно, таких фактов не мало, но причины поломки отнюдь не в замене жидкости! Вот только ряд самых распространённых ошибок: во-первых, поломка АКПП вероятна, когда замену жидкости проводят с превышением пробега в 1,5-2, а то и более раз; во-вторых, с нарушениями технологии процесса замены; в-третьих, что наиболее часто, после эксплуатации с пониженным уровнем жидкости в агрегате. Например, при осмотре, когда обнаружена течь через уплотнения (сальники, прокладки, датчики и т.п.), то заведомо можно предположить, что АКПП какое-то время работала с пониженным уровнем масла, а значит в условиях масляного голодания! Последнее в 100% случаев ведёт к повышенному износу трущихся пар, появлению продуктов износа в масле (металлической стружки, фрикционного материала), кроме того, малое количество масла, перегреваясь, теряет присадки, оно не справляется с охлаждением деталей агрегата, чем объясняются местные деформации и закоксовка масляных каналов гидроблока продуктами этого самого износа. Понятно, что наличие указанных факторов - это и есть уже «предсмертное состояние» автомата, а, следовательно, замена масла в подобных случаях не только не поможет, но и может спровоцировать отказ АКПП! Да, именно так! Тут дело в том, что новое масло начинает активно смывать металлическую стружку и другие отложения распределённые всё это время по всем нерабочим поверхностям, и это очень быстро приводит к засорению мелких масляных каналов и отказу коробки. И что же - вопрос, казалось бы, остаётся: менять масло или нет?! На наш взгляд, конечно, нужно менять, но при этом надо чётко понимать, что, не смотря на видимое благополучие, АКПП уже может иметь проблемы, а значит, замена масла может их активизировать! В этом случае ваши шансы на успех 50/50. Если же продолжить эксплуатацию без замены, то поломка АКПП в ближайшее время неминуема! Итак, если история эксплуатации АКПП слабо известна, или вы сами в езде весьма агрессивны, то при замене масла будьте готовы к проблемам, вплоть до серьёзного ремонта коробки. Таким образом, чтобы не попасть в подобную ситуацию, постарайтесь чаще заезжать в сервис для контроля количества и качества масла в АКПП. Только там по результатам осмотра могут дать должные рекомендации о состоянии жидкости и необходимости её замены.

Переходим к замене.
В АКПП используется специальная жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), выполняющая несколько функций: смазка, охлаждение и передача крутящего момента. Чаще всего она красного цвета и не имеет запаха. В последнее время, большинство автогигантов для заливки в свои АКПП используют спецпродукт, разработанный под данный вид коробки. Применение других жидкостей, как правило, недопустимо.

Существует несколько способов замены жидкости в АКПП. Однако самым главным критерием, здесь должно быть процентное соотношение нового и старого масла! Соответственно, наилучшим является вариант с полной или хотя бы почти полной заменой жидкости. Один из лучших способов, это с использованием специального сервисного оборудования. Однако сразу оговоримся, что вариантов исполнения АКПП весьма много, а потому и методы замены отличны, например, есть случаи, когда замена масла с помощью аппарата, просто, невозможна. Более того, опять же, иногда требуется демонтаж поддона АКПП, а иногда нет. Иногда фильтр масла есть и его надо менять, а иногда его надо промывать, а иногда его вовсе нет! Да и по трудоёмкости сами эти процедуры на разных авто весьма различны. К примеру, на Сонате (ТагАЗ), вся процедура занимает 30-40 мин. и происходит с помощью спецоборудования на любой площадке с поднятым капотом, а вот на Мерседесе А-класса требуется подъёмник, серьёзная разборка поддона и на это уходит 2,7 нормочаса! Но и это ещё не всё: есть АКПП, масло в которых можно поменять только так и никак иначе, а есть – когда допустимы разные способы, причём иногда они равнозначны, а иногда нет… Соответственно, в разных сервисах вам могут предложить разные варианты.

Глобально, процедура замены масла в АКПП может производиться по двум сценариям: с использованием спецобрудования и без.
В первом случае на начальном этапе проводится слив старой жидкости из корпуса коробки передач, замена/промывка фильтра, если это необходимо, установка новой прокладки поддона. После этого, в разрыв магистрали между коробкой передач и радиатором охлаждения масла АКПП, подключается специальный аппарат с чистой жидкостью и производится запуск двигателя. Это оборудование одновременно откачивает старую ATF, а вместо неё подаёт свежую. Постепенно, в ходе процедуры остатки старой жидкости, находящейся в системе вытесняются новой. Состояние жидкости можно отслеживать визуально посредством специального индикатора потока. Очень важным моментом является тот факт, что происходит не просто смена жидкости, но и промывка всей коробки от смол, лаковых и карбоновых отложений (к сожалению, если АКПП изношена и в системе есть металлическая стружка, она не выйдет наружу и это может повредить коробку. Аналогичное действие, только в значительно большей степени оказывают всевозможные промывки, например компании WINN`S. По их рекомендации, непосредственно перед заменой, в АКПП добавляют продукт Automatic Transmission Flush, который растворяет все отложения в системе, после чего запускается двигатель. В ходе этой процедуры (≈10 мин.) все загрязнения размягчаются и попадают в масло, по нашему мнению, в данный момент есть реальный риск повреждения АКПП, да и стоимость этой моющей присадки сопоставима со стоимостью дополнительного кол-ва масла. Комментарий специалиста). На практике, опытные автовладельцы, сами просят сервисменов продолжать подавать чистую жидкость до тех пор, пока с АКПП продолжает выходить грязь. Во многом, именно по этой причине, необходимое количество новой жидкости оказывается в 1,5-2 раза больше, чем указанный объем коробки передач в технических данных.

Второй самый простой и на данный момент наиболее распространенный вариант, когда производится частичная замена жидкости. В данном случае первоначально сливают какую-либо часть жидкости из корпуса АКПП через сливную пробку, а далее, снимают поддон, кстати, зачастую иного доступа к фильтру, который все равно надо менять/чистить, нет. При этом обычно сливается в зависимости от конструкции коробки от 30 до 50 % жидкости, так как значительное ее количество остается в гидротрансформаторе и многочисленных каналах картера коробки. Затем проводится промывка или замена фильтра и обратная сборка с обязательной установкой новой прокладки поддона, после чего заливают до необходимого уровня новую жидкость. В итоге, после проведения подобной процедуры, получается смесь старого и нового масел приблизительно в соотношении 50/50. Поэтому, для наиболее полной замены ATF, перечисленные действия приходится проводить несколько раз с интервалом пробега в 1000-1500км, в результате концентрация старой жидкости уменьшается до 10-15%.

Такая замена получила распространение вследствие простоты, и её использует немалое количество автосервисов, более того, ее можно провести даже в гаражных условиях. Но все преимущества перевешивают существенные недостатки. Во-первых, даже после многочисленных процедур заметная доля старой жидкости все равно остается в коробке передач. Во-вторых, иногда данную операцию требуется повторять более трех раз. При этом затрачивается огромное количество ATF, что выливается в значительную сумму. И самое главное – та взвесь продуктов износа, которая не вышла самотеком, может подняться с новой жидкостью и забить важные каналы, нарушив работу гидроблока (именно это часто и происходит, если, конечно, межсервисный пробег был значительно превышен).

Выводы:
Несомненно, первый способ замены жидкости в АКПП, с использованием специального оборудования обладает рядом очевидных преимуществ. Прежде всего, гарантируется практически полная замена жидкости в системе, а расход ATF будет, несомненно, меньше, чем при использовании второго метода. Кроме того, сама процедура проводится гораздо быстрее, и во всем этом процессе участвует один человек. Несмотря на это, второй способ нельзя забыть, поскольку существуют конструкции АКПП (без выхода жидкости наружу, например, Киа-Пиакнто), когда применение аппарата, просто, технологически не возможно.

И ещё раз напоминаем: при превышении сроков замены масла в АКПП или потере рабочего уровня, ни одна из процедур замены не восстановит изношенный агрегат! Своевременная и правильно проведенная замена жидкости в АКПП не только обеспечивает заявленный производителем срок службы, но и возвращает коробку к оптимальной работе - более четкому и плавному переключению передач! Помните, АКПП требует постоянного контроля и бережного отношения, а потому старайтесь почаще заезжать в сервис для контроля уровня и качества ATF!



Загрузка...

Комментарии (0)

avatar