Четверг - 02 Мая 2024 - 05:32
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » АВТО Общее » Путешествия » Форты, крепости и укрепрайоны Северо-Запада (Автопрогулка в н оябрьские "длинные" выходные)
Форты, крепости и укрепрайоны Северо-Запада
martyn - Воронеж 1 | 20:59 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
Северо-Запад России очень интересен своими крепостями, фортами и укрепрайонами, славными памятниками ратного прошлого нашей страны. Мы часто с удовольствием выбираемся в эти места.

01-02.11.2014

Сначала мы направляемся в Ивангород. Город находится в погранзоне, поэтому на всякий случай заранее оформили пропуска, отправив запрос по почте. Получить пропуск оказалось совсем не сложно. Стартуем после моей работы 1-го числа в 16.30. Немного подремав пару раз по дороге, оказались в Ивангороде в полдень, оставив позади более 1300 км.
Наша основная цель в Ивангороде – крепость, построенная в конце 15 века для защиты русских земель от западных соседей, прежде всего – от ливонских и шведских войск.

 

 

Крепость возвели как раз напротив уже существовавшего к тому времени Нарвского замка. В результате возник уникальный фортификационный ансамбль из двух разных по стилю крепостей, разделенных пограничной рекой.

Прикрепления: 1644573.jpg (86.6 Kb) · 6032055.jpg (99.2 Kb) · 6262007.jpg (52.4 Kb) · 2055898.jpg (108.8 Kb) · 5499475.jpg (88.3 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 2 | 21:04 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
После осмотра крепости мы проехали в старый район Ивангорода – Парусинку, названный так по корпусам льнопрядильной парусиновой суконной фабрики XIX века. Фабрикант, барон А.Л.Штиглиц, застроил район вблизи своей фабрики домами для рабочих и служащих, а также построил красивую церковь. Церковь сейчас отреставрирована, а вот район, мягко говоря, не очень…

 

В этом же районе находятся так называемые Нарвские водопады. Это – бывшее русло реки, но водопады исчезли после пуска ГЭС в 1950-х. Иногда при необходимости воду направляют по старому руслу, но это бывает крайне редко. Здесь тоже проходит граница между Россией и Эстонией.

 
Прикрепления: 2286172.jpg (66.8 Kb) · 0646008.jpg (90.5 Kb) · 6619509.jpg (96.1 Kb) · 6181656.jpg (129.7 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 3 | 21:11 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
Наша следующая цель находится на окраине Ивангорода, где мы ищем следы не столь давних сражений. Оплывшая широкая канава, заросшая деревцами – это бывший немецкий противотанковый ров. Рядом с ним сохранились остатки двух фашистских ДОТов. Оба ДОТа взорваны и затем частично разобраны, видимо, при восстановлении послевоенного города. Крыши отсутствуют, зато сверху видно внутреннее устройство боевых помещений. Внутри ДОТов устроены помойки.



От Ивангорода мы двигаемся к реке Луга, чтобы осмотреть несколько ДОТов Кингисеппского укрепрайона так называемой «Линии Сталина» – советских оборонительных сооружений начала 1930-х годов вдоль старой границы СССР. В отличие от многих других участков «Линии Сталина», не оказавших летом 1941-го почти никакого сопротивления, Кингисеппский УР ожесточенно сражался неделю, находясь в полном окружении. Поэтому большинство сооружений УРа разрушено.
Сначала мы подъехали к большому двухорудийному ДОТу на берегу Луги.

 

Внешне ДОТ кажется целым, но внутри….

 

Боковая стена проломлена, куски разорванного бетона висят на смятых прутьях арматуры. Возможно, подорван врагом в бою – ведь разрушена стена, не имеющая амбразуры. Жаль, что на ДОТе нет ни венка, ни таблички, хоть как-то рассказывающей о событиях прошедшей войны…
Прикрепления: 8517884.jpg (142.1 Kb) · 6581356.jpg (140.8 Kb) · 7277039.jpg (175.0 Kb) · 6769151.jpg (100.4 Kb) · 5165668.jpg (84.8 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 4 | 21:14 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
Затем мы проехали к пулеметному ДОТу возле соседней деревни. Во время боев по рассказам местных жителей вокруг ДОТа сутки слышалась стрельба, резко оборвавшаяся ночью после сильного взрыва. По официальной истории Ленинградского Военного округа, написанной в советские времена, гарнизон ДОТа (10 человек!) взорвал себя, чтобы уничтожить блокировавших ДОТ врагов. Однако осмотр останков сооружения наводит на другие мысли…

 

Крыша ДОТа проломлена в середине, бетонные плиты провалились вниз, разлетевшихся в стороны обломков нет. Удар огромной силы явно был сверху. Вероятнее всего ночью немецкие саперы втащили взрывчатку на крышу ДОТа…. Подвиг его защитников, трагизм событий той тяжелой поры не нуждается в ненужном украшательстве.
И на этом ДОТе тоже нет ни венка, ни таблички....

Быстро темнело, день в этих краях в ноябре заканчивается уже в 5 вечера, и мы отправились на ночлег. Мы заранее забронировали недорогую гостиницу в поселке Новый Свет. 1700 рублей за двухместный номер с санузлом, телеком и завтраком – вполне приемлемо.

В эти сутки мы проехали около 1500 км.
Прикрепления: 9283997.jpg (168.7 Kb) · 4828631.jpg (180.2 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 5 | 21:22 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
03.11.2014

В планах на сегодня осмотр различных военно-исторических объектов на берегах Финского залива. Чтобы максимально использовать недолгое светлое время, мы решаем с утра выехать к самой дальней точке осмотра на Приморском шоссе, а потом все остальное осматривать на обратном пути. Поэтому подъем у нас ранний – в 5.30 утра, а включенный в стоимость завтрак мы получили «сухим пайком».
В утренних сумерках мы выдвигаемся на кронштадтскую дамбу.



Островки между силуэтами кораблей – это артиллерийские батареи петровских времен, созданные на искусственных островах. В те времена в Финском заливе шведские боевые корабли чувствовали себя как дома и уходили в свои порты, лишь когда залив замерзал. Петр Первый принял решение за зиму создать искусственные острова-батареи, которые и встретили шведов по весне. Сейчас они заброшены и постепенно разрушаются.
Нам надо на Приморское шоссе.
Район этого шоссе местами сильно напоминает заграничную жизнь – все вычищено, подстрижено, рядом с шоссе дорогие красивые дома и отели, километрами тянутся вдоль обочин велодорожки, а сама дорога живописно вьется вдоль прибрежных сосен и дюн. Особенно это контрастирует с общей запущенностью Ленобласти.

 

Очень красиво смотрятся окрестности Черной речки.



Мы ненадолго заехали в Зеленогорск, бывший финский Терийоки. Красивый тихий городок.

Прикрепления: 0737615.jpg (29.1 Kb) · 5247898.jpg (64.7 Kb) · 9300145.jpg (71.8 Kb) · 2836467.jpg (96.9 Kb) · 4049148.jpg (93.1 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 6 | 21:30 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
Наша конечная цель на Приморском шоссе находится на 53-м километре. Дорога по небольшому, явно старому мостику пересекает ручей с неожиданно ровными берегами. Этот ручей во время финской «той войны незнаменитой» финны использовали как противотанковый ров. Вдоль его западного края идут ряды финских   гранитных противотанковых надолбов.

 

По обеим сторонам шоссе метрах в 100 громоздятся груды искореженного бетона. Это – руины финских ДОТов Ink6 и Ink7, а все вместе – часть укрепрайона «Инкиля». Оба ДОТа в основном предназначались для огня во фланги наступающих и большинством своих пулеметов простреливали ручей-ров и линии надолбов вдоль, при этом каждый из ДОТов прикрывал огнем подступы к своему соседу.
Эти ДОТы были построены перед самой войной и относятся к наиболее мощным сооружениям «Линии Маннергейма», прозванным самими финнами «миллионниками» или «миллионерами» из-за несуразной для крохотного государства стоимости строительства. Подобных ДОТов на всей «Линии» не более десятка, каждый из них строился по индивидуальному проекту и был максимально вписан в окружающую местность.
Мы сначала идем к Ink6. Как и большинство сооружений «Линии Маннергейма», ДОТ был частично разобран и взорван после «зимней войны». Но, несмотря на значительные разрушения, вполне можно представить, как здесь все происходило в далеком 1939-м. ДОТ имел казематы как фронтального, так и флангового огня, они соединялись под землей коридорами-потернами. Кроме того, в тыльной части ДОТа была подземная казарма-убежище, также соединявшаяся потерной с боевыми казематами. Сейчас на месте этой казармы громадная воронка. Чтобы по фото можно было оценить ее размер, как и общий размер сооружений, мы с женой встаем среди руин для масштаба. Огромная воронка больше похожа на котлован.



Вот так теперь выглядят казематы флангового огня.



Фронтальный каземат сравнительно цел. Он имел оригинальную конструкцию – его передняя стена с амбразурой была изготовлена из бронеплит доставшегося финнам после революции форта Ино (мы до него еще доедем). Поскольку выемка для бронеплиты и остатки крепежа еще сохранились, толщину брони можно оценить, сравнив ее с моей рукой.

Прикрепления: 9926303.jpg (209.8 Kb) · 2053916.jpg (202.2 Kb) · 6853304.jpg (205.8 Kb) · 1930281.jpg (179.0 Kb) · 3196001.jpg (169.0 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 7 | 21:34 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
Из боевого помещения ступени ведут внутрь ДОТа, но далеко пройти нельзя – после подрыва все завалено обломками.

 

Весь ДОТ со стороны наступающих выглядел как холм с выступами боевых казематов. Его общий размер можно оценить по следующим фото – если присмотреться, можно разглядеть жену, вставшую на самый верх для масштаба.

Прикрепления: 7462648.jpg (141.2 Kb) · 3624334.jpg (53.4 Kb) · 5794393.jpg (177.8 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 8 | 21:42 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
Мы проходим к ДОТу Ink7. Со стороны наступающих красноармейцев он тоже выглядел как холм, покрытый кустами и деревцами, его фланкирующие казематы были полностью не видны наступающим до тех пор, пока бойцы не оказывались уже на линии огня, вплотную подойдя к надолбам и рву.

 

На этом фото весь холм за спиной жены – это фронтальная стена ДОТа.
Казематы ДОТа взорваны. Когда-то их стены тоже были покрыты бронеплитами из форта Ино.

 

В ДОТе чисто, а внутри лежат свежие гвоздики и стоит лампадка. Финны помнят о своих погибших, даже если место их последнего боя оказалось потом в другой стране…



Во время первого штурма Линии Маннергейма в 1939-м для прорыва этого участка были направлены стрелки Карельского укрепрайона при поддержке трех танков Т-28. К этому времени финны уже взорвали мост через ручей. Совершенно не подготовленная атака захлебнулась, танки были подбиты. После этого на этом участке установилось затишье вплоть до решающего штурма Линии Маннергейма в феврале 1940-го. Во время февральского наступления РККА ДОТы подверглись мощному обстрелу из 152-мм гаубицы с близкой дистанции (по некоторым сведениям – из 280-мм мортиры).  Однако многочасовой обстрел не смог уничтожить сооружения, а полученные повреждения финны отремонтировали при помощи рельсов и бетонных блоков. Однако вскоре РККА прорвала линию финских укреплений в районе деревни Сумма, где были уничтожены два ДОТа-«миллионника». После этого вся оборона на Линии Маннергейма потеряла смысл, и финны отошли на тыловые позиции.
Прикрепления: 6334782.jpg (176.4 Kb) · 0959448.jpg (176.2 Kb) · 5877911.jpg (177.7 Kb) · 7285359.jpg (136.1 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 9 | 21:47 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
Затем мы, развернувшись в сторону Питера, двинулись к следующему объекту – форту Ино.
Этот форт был построен к Первой Мировой войне для защиты входа в Финский залив. Напротив него был построен аналогичный форт Красная Горка (там мы уже были). Но если форт Красная Горка сослужил ратную службу, хоть и не в Первую Мировую (во время Великой Отечественной он огнем своих орудий прикрывал блокированный Ленинград), то форт Ино был разрушен, так и не сделав ни одного выстрела. После революции 1917 года и отделения Финляндии форт оказался на финской территории, и по договорам того времени был разоружен и взорван. Пушки финны использовали на своих береговых батареях, а броневые листы – на Линии Маннергейма, в том числе и при строительстве только что нами осмотренных ДОТов. В послевоенное время помещения форта использовались военными в различных целях, в том числе как полигон по изучению воздействия радиации на животных, а также для захоронения радиоактивных отходов. По легендам, в каких-то казематах хранятся отработанные материалы из реактора ледокола «Ленин». В настоящее время большая часть форта заброшена, но часть территории до сих пор закрытая зона.
Сначала мы подъехали к командно-дальномерному пункту форта Ино. Это огромный бункер, расположенный на прибрежной горе. Со стороны моря это просто заросшая лесом гора. Но если подойти к бункеру с тыла, то открывается совсем другая картина….

 

Можно заглянуть и внутрь сооружения.К сожалению, соседство с современной цивилизацией не пошло сооружению на пользу. Бункер загажен до такой степени, насколько это вообще возможно сделать. А ведь он частично находится на охраняемой территории спортивной базы….

 
Прикрепления: 8773700.jpg (115.3 Kb) · 5961263.jpg (164.4 Kb) · 8762395.jpg (54.6 Kb) · 8757285.jpg (107.1 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 10 | 21:52 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
В нескольких километрах к востоку находится сам форт. Мы осмотрели наиболее интересную часть форта – руины двухбашенной батареи 305-мм орудий.
Осевший после подрыва бетонный каземат тянется на метров на 200-300, а в высоту превышает двухэтажный дом. Даже в таком, полностью разрушенном виде сооружение впечатляет!

 

Причудливо искореженные бетонные конструкции, заросшие лесом, как заброшенный древний город в джунглях, представляют собой совершенно сюрреалистическое зрелище! Недаром окрестности форта Ино давно облюбовали фотографы.

 

Вот так выглядят основания орудийных башен.

Прикрепления: 8449215.jpg (88.7 Kb) · 2319166.jpg (187.1 Kb) · 1559712.jpg (153.4 Kb) · 2563596.jpg (121.2 Kb) · 9039857.jpg (180.5 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 11 | 21:57 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
Сквозь проломы можно заглянуть в разрушенные казематы…



Как советуют опытные исследователи старой фортификации, для осмотра достаточно взять фонарь, веревку и воды на три дня – мало ли что… Шутка ))  Конечно, в подобных местах нужна определенная осторожность. Если в свете мощной вспышки обнаруживается вроде бы простая конструкция….

 

.то в свете фонарей все выглядит гораздо непонятнее.

 
Прикрепления: 2970775.jpg (69.8 Kb) · 3009272.jpg (65.0 Kb) · 5655319.jpg (95.9 Kb) · 1999581.jpg (54.1 Kb) · 8345479.jpg (59.0 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 12 | 22:02 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
…От форта Ино наш путь шел опять в район Черной Речки. Здесь мы осмотрели укрепления так называемого «Карельского вала» (или VT-linija) – цепь финских укреплений, построенных на Карельском перешейке после его захвата финнами во время Второй Мировой войны. Здесь до сих пор можно увидеть взорванные пулеметные точки, казармы-убежища, как взорванные, так и абсолютно целые. Ряды финских гранитных надолбов спускаются к затянутой туманом Балтике.

 

 
Прикрепления: 4547865.jpg (184.7 Kb) · 4256297.jpg (166.5 Kb) · 9964527.jpg (137.6 Kb) · 1318386.jpg (92.5 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 13 | 22:08 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
Наш дальнейший путь вел на о.Котлин к старым кронштадским фортам. Сначала мы заехали на 1-й Северный форт. Он расположен на искусственном острове. Путь к нему идет по насыпной дамбе с условно проезжей дорогой. Форт давно оставлен военными, его облюбовали любители пикников и неформалы. Как следствие, состояние форта ужасающее ((  Много психоделических и суицидальных граффити. Количество мусора зашкаливает…Впечатления остались сложные – обидно видеть, как тщательно и упорно разрушается и загаживается наше историческое прошлое.

 

 
Прикрепления: 2061951.jpg (106.3 Kb) · 4938787.jpg (92.9 Kb) · 9313787.jpg (101.0 Kb) · 2975184.jpg (89.7 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 14 | 22:12 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн
От этого форта мы направились в форт «Шанец». Этот форт тоже давно заброшен и использовался любителями пикников, страйк- и пейнтбола. Уже быстро темнело, и мы, насмотревшись в 1-м Северном форте на разные непотребства, ехали к этому форту с опаской – мало ли что там происходит темными вечерами…. Каково же было наше изумление, когда мы неожиданно увидели отличный туристический объект с автостоянкой, размеченными тропами и множеством пояснительных табличек. Оказывается, два года назад территория форта была объявлена заповедником. К форту сейчас приезжает много людей, в том числе и молодежи, все ведут себя адекватно. Можем ведь, если захотим, и если будет на то высочайшее повеление ))) ! С удовольствием гуляли по территории форта до полной темноты.

 

 

На ночлег мы отправились в сторону дома, в уже знакомую нам по прошлым поездкам гостиницу Валдайского Национального парка, до нее 300 км. Проехали в этот день около 700 км.
Прикрепления: 5137621.jpg (84.4 Kb) · 5385058.jpg (96.3 Kb) · 3722036.jpg (112.6 Kb) · 5499686.jpg (123.1 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
martyn - Воронеж 15 | 22:16 | Четверг, 20 Ноября 2014
Пользователь
Оффлайн

  04.11.2014

До нашего дома осталось около 1100 км. Стартуем из Валдая в направлении Москвы, но в Твери сворачиваем на Волоколамск. Во-первых, таким образом мы объедем послепраздничные московские пробки, а во-вторых мы получим отличный бонус к нашему путешествию. Дело в том, что район Волоколамска очень интересен для любителя истории, и мы давно собирались туда заглянуть. А тут как раз по пути, и время вполне  позволяет, ведь 1100 км в день – это совсем немного по сравнению с 2000 км в сутки вовремя нашего летнего блица на Соловки )))
Наша первая остановка – Ярополец. Сначала мы осматриваем руины усадьбы Чернышевых. Очень внушительно! Как оказалось, мы немного опоздали с осмотром: еще совсем недавно руины были в свободном доступе, а теперь их обнесли забором, но следов реставрации – никаких.

 

 
Прикрепления: 5982568.jpg (84.2 Kb) · 5119100.jpg (90.9 Kb) · 9163835.jpg (72.2 Kb) · 2895128.jpg (106.3 Kb)


Пиканто 2010 АКПП ---> Пиканто 2014 АКПП ---> Мицубиси ASX 2.0 4wd 2020
Меню форума
Форум » АВТО Общее » Путешествия » Форты, крепости и укрепрайоны Северо-Запада (Автопрогулка в н оябрьские "длинные" выходные)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: