Суббота - 27 Апреля 2024 - 00:32
ГлавнаяНовостиПрочие
Все больше автомобилей из России отправляется за границу
Прочие
06 Ноября 2019
640
0.0

Отечественные автоконцерны на фоне слабого спроса на автомобили на внутреннем рынке наращивают поставки за рубеж

Экспорт автомобилей и компонентов из России в этом году растет на 30%. «Из Германии заказчики сами приезжают, просят подыскать им российских поставщиков, потому что соотношение “цена—качество” лучше альтернатив», — заявил глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев в ходе встречи с премьером Дмитрием Медведевым.

По актуальной статистике ФТС за январь—август, экспорт легковых автомобилей в штуках и в деньгах вырос на 27,8% (до 73,4 тыс. штук) и 32,1% (до $1 млрд) соответственно. Поставки грузовиков в штуках увеличились на символические 0,1%, до 8,4 тыс., в деньгах — на 12,7%, до $218,5 млн. В прошлом году в тот же период экспорт легковых автомобилей стагнировал, а грузовиков — незначительно рос (на 3,6%).

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что фундаментальными причинами роста поставок автопрома стали слабый внутренний спрос и государственная система поддержки экспорта. Существующие меры — прежде всего субсидирование логистики, омологации и сертификации — облегчают вывод продукции на новые рынки, а низкий внутренний спрос стимулирует искать новых потребителей, в том числе за рубежом, заключает он. В этом году правительство направило на поддержку экспорта машиностроения не менее 4,5 млрд руб.

В январе—сентябре продажи автомобилей в РФ сократились на 2%, до 1,27 млн штук, по данным АЕБ, впервые за два года. При этом производство легковых автомобилей за девять месяцев выросло на 1,1%, до 1,1 млн штук, сообщал Росстат, грузовых — на 5,7%, до 14,5 тыс. машин. В октябре глава Минпромторга Денис Мантуров рассчитывал на сохранение объемов производства на уровне 2018 года или «определенный плюс». В интервью «России 24» он отмечал, что рост может быть достигнут с учетом увеличения поставок за рубеж автомобилей и автокомпонентов.

Динамику поставок автомобилей во многом определяет спрос на традиционных для России рынках, поясняют в РЭЦ, говоря об эффекте отложенного спроса, а также «“врастании” в глобальный автомобильный рынок».

Половина поставок автопрома в январе—августе пришлись на Белоруссию и Казахстан (27% и 23% соответственно).
Среди крупных направлений также Турция (7%), Чехия (6,3%), Узбекистан (6%) и Китай (5%). Наибольший вклад в рост экспорта внесли легковые автомобили (41% роста) и прицепы (34%), заметными были также поставки спецавтотранспорта (11%) и грузовиков (4%), говорят в РЭЦ. Лидеров экспорта там не называют. Бестселлеры внутреннего рынка — Lada, Kia и Hyundai.

Основными рынками сбыта в Минпромторге называют Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чехию, Кубу, среди компаний основные лидеры — АвтоВАЗ, Volkswagen, Renault и Hyundai.
В АвтоВАЗе раскроют детали экспорта только по итогам года, но в концерне сообщили, что поставляют автомобили Lada в 34 страны. Nissan за девять месяцев экспортировал более 3 тыс. автомобилей Qashqai, X-Trail, Murano и Terrano в Казахстан и Белоруссию. В Nissan подчеркивают, что одним из ключевых факторов при расширении экспорта является господдержка — она необходима, чтобы сделать локальное производство эффективным и конкурентным на международном рынке. В Toyota «Ъ» сказали, что в январе—августе поставки их автомобилей за рубеж в штуках выросли на 44%, приоритетными рынками были Казахстан и Белоруссия. Управляющий директор Ларс Химмер «Фольксваген Груп Рус» в конце октября говорил, что концерн по итогам года рассчитывает экспортировать 24 тыс. машин, а также собираемые в Калуге двигатели.

Среди грузовиков экспорт КамАЗа за девять месяцев вырос на 58%, до 3,4 тыс. штук. Основные страны прироста —Узбекистан и Вьетнам. Традиционно одним из главных внешних партнеров остается Казахстан, отмечают в концерне. Volvo Trucks в 2019 году продолжает поставки кабин в Гент (в 2018 году экспортировано 1,8 тыс. штук) и рассматривает возможность поставок комплектных автомобилей в Европу и Азию.

Ускоренный рост экспорта в денежном выражении может быть вызван усложнением логистики, исполнения, комплектации автомобилей и пр., говорит Дмитрий Бабанский. По его словам, традиционно высокий сезон для автоэкспорта — с сентября по конец года. Он дает прогноз по росту поставок до $4-4,2 млрд в этом году. В РЭЦ ожидают, что экспорт по итогам года будет превышать показатели 2018-го «минимум на 10%».

Ольга Никитина



Комментарии (0)

avatar