Пятница - 29 Марта 2024 - 08:11
В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО
ДТП
08 Июня 2023
145
0.0

Максимальный размер выплаты по ОСАГО составляет 400 тыс. руб. В новых ценовых реалиях этого может не хватить даже на замену заднего бампера или одной фары

В России существенно увеличились риски для виновников автомобильных аварий даже если у них есть действующие полисы ОСАГО. Это связано с увеличением стоимости кузовных запчастей на многие автомобили. Одна деталь, требующая замены, такая как фара или бампер, уже сейчас может стоить более 400 тыс. руб. — а это выше лимита выплаты по ОСАГО. Оплачивать разницу приходится виновнику ДТП.

«Притер» на 580 тыс. руб.
С одним из подобных случаев на условиях анонимности удалось ознакомиться Autonews.ru. Водитель по его собственному выражению «притер» дорогой кроссовер премиум-бренда. Пострадали накладка на бампер, катафота, подножка и колесный диск. Предварительно в страховой стоимость ремонта оценили на сумму 200 тыс. руб., однако в итоге она составила 580 тыс. руб. из которых более 560 тыс. пришлось на запчасти.

Страховая компания пострадавшего оплатила ремонт. 400 тысяч, а это максимальная сумма, предусмотренная законом, были выплачены по ОСАГО. Оставшиеся 180 тыс. были потребованы страховой с виновника небольшого ДТП.

Отметим, что речь идет не об автомобиле люкс-марки вроде Bentley Bentayga, Rolls-Royce Cullinan или Lamborghini Urus, а о значительно более массовом кроссовере, какие регулярно встречаются на дорогах.

Autonews.ru обратился в сервис Drom.ru за актуальными ценами на кузовные запчасти и убедился, что стоимость даже единичных деталей может превышать 400 тыс. руб., которые оплачивает страховая по полису ОСАГО. Так, например, чаще всего по страховке приходится менять задний бампер — это последствие классической аварии из-за невнимательности в пробке. Стоимость такой детали для внедорожников Range Rover или BMW X7 приближается к 500 тыс. руб. При этом помимо бампера могут пострадать и задние фонари, не говоря уже о пятой двери. Их стоимость также может измеряться сотнями тысяч рублей.

В Drom.ru отмечают, что в последние месяцы стоимость кузовных запчастей, цены на которые резко выросли в 2022 году, стала снижаться. Это объясняется следствием развития параллельного импорта и падением стоимости тех деталей, высокие цены на которые были вызваны исключительно дефицитом.

Отдельные позиции подешевели на 10-30%, но все зависит от конкретной запчасти и есть обратные примеры подорожания, отмечают в Drom.ru.

Как сейчас осуществляется ремонт по ОСАГО
Страховая компания оплачивает стоимость запчастей в соответствии со справочниками Российского союза автостраховщиков (РСА), которые регулярно обновляются. Действующая редакция справочников была принята 19 марта 2023 года, однако в РСА уже в мае начали обсуждать ее изменение.

Как рассказал Autonews.ru член правления российского Союза автосервисов Илья Плисов, тех денег, которые страховщики платят по ОСАГО на ремонт автомобиля новыми оригинальными деталями не хватает. Соответственно, либо клиент соглашается на использование неоригинальных или подержанных деталей, либо в ремонте ему отказывают.

«Если клиент не соглашается на неоригинальные или б/у запчасти, то сервис отказывает в ремонте и отправляет его обратно в страховую компанию. Если у страховой больше нет договоров с другими станциями техобслуживания в данном регионе, то клиент неминуемо получает компенсацию по ОСАГО деньгами», — говорит Плисов.

Свой тезис о том, что выплаты по ОСАГО не покрывают стоимости оригинальных запчастей Плисов подкрепил стоимостью деталей для премиального кроссовера BMW X5. При этом суммы, которую выплачивают страховые компании, достаточно для использования б/у запчасти или неоригинального аналога.

Похожая картина складывается не только при ремонте премиальных автомобилей, но и машин массового сегмента с той разницей, что у них одна только фара не будет стоить 700 тыс. руб. Тем не менее последствия лобового удара на небольшой скорости для Skoda Octavia, требующее замены бампера, фар, капота и крыльев уже не уложится в лимит 400 тыс. руб при условии использования оригинальных деталей.

По словам Плисова, это не означает, что автосервисы поголовно отказываются от ремонта по ОСАГО.

«Основная часть договоров страховых компаний расторгалась с официальными дилерскими сервисами. В моменте они потеряли доступ к складам, а большого числа договоров со свободными дистрибьюторами на тот момент не было. Сейчас всё возвращается, допускаю, что уже пошла обратная волна по восстановлению числа СТО с договорами», — говорит эксперт.

Платить придется даже за застрахованную машину
В случае, если 400 тысяч рублей, выплаченных страховой компанией по ОСАГО на ремонт не хватает, пострадавший вправе потребовать разницу с виновника ДТП. Это право зафиксировано в определении Верховного суда от 26 июля 2022 года.

При этом, если машина потерпевшего застрахована по КАСКО, то страховая оплатит стоимость ремонта, а потом потребует недостающую сумму с виновника. По словам Плисова, суды в таких делах почти всегда встают на сторону страховых компаний.

Тем не менее, в РСА отмечают, что случаи, когда превышается лимит в 400 тыс. руб. случаются редко. Так, в апреле средняя сумма выплат пострадавшим по ОСАГО составила 86,5 тыс. руб., причем она снизилась на 1% относительно мая.

Тем, кто опасается стать виновником аварии с суммой ущерба, превышающей 400 тыс. руб. страховщики традиционно рекомендуют оформлять полисы дополнительного добровольного страхования. Их стоимость как правило не велика, но поскольку такая услуга не подпадает под правила ОСАГО, в договорах добровольного страхования могут быть свои нюансы.

В частности, лимит выплат по таким полисам может суммироваться на все страховые случаи, произошедшие по вине клиента страховой компании за период действия договора. В случае с ОСАГО, предел в 400 тыс. руб. распространяется на каждое ДТП в отдельности и за срок действия полиса страховая компания в теории может выплатить существенно больше этой суммы.

Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/648086909a794710ccb458ec



Комментарии (0)

avatar