Почему дорожное покрытие все хуже выдерживает жару
09 Сентября 2025
28
0.0

В ЮФО дороги сегодня разрушаются быстрее из-за аномальных погодных условий. В этом году дорожные работы на юге России идут невиданными темпами — строители обновляют автотрассы. Не является исключением и Ростов-на-Дону, где за лето на крупных магистралях переложили асфальт. Почему привычное дорожное покрытие все хуже выдерживает жару и как новые технологии могут продлить жизнь дорогам, рассказал доцент, заведующий кафедрой «Автомобильные дороги» Донского государственного технического университета Денис Николенко. Почему традиционное дорожное покрытие, которое используют на юге России, все хуже выдерживает высокую температуру? Денис Николенко: Основная причина — в изменившихся условиях эксплуатации. За последние годы вес грузового транспорта на дорогах вырос многократно, поток автомобилей стал интенсивнее, а значительная часть эксплуатируемых в настоящее время дорог проектировалась по старым нормативам, под меньшую нагрузку на ось автомобиля. Получается, что покрытие работает в режиме перегрузки. Когда к этому добавляется жара +50 .C, последствия становятся очевидны: покрытие начинает разрушаться. Важно учитывать и климатические изменения: если раньше экстремальная температура была редкостью, то теперь она становится нормой. Какие именно дефекты проявляются на асфальте в жару и как это отражается на безопасности? Денис Николенко: Высокая температура размягчает асфальтобетон. Из-за этого появляются колеи, волны, трещины и выбоины, материал выдавливается, битум стареет быстрее, теряет свои свойства, дорога начинает разрушаться. Для водителей это не просто неудобство: снижается сцепление шин с дорогой, увеличивается риск аварий. Особенно опасны колеи, в которых во время дождя скапливается вода — это прямая угроза аквапланирования. Значит, нужны новые ГОСТы и нормы для южных регионов? Денис Николенко: В 2021 году систему стандартов полностью обновили. Поэтому говорить о новых изменениях пока преждевременно. Но есть подходы, которые позволяют сделать дороги долговечнее. В первую очередь — использование полимерно-модифицированного битума, устойчивого к жаре и трещинам. Кроме того, необходимо уделять внимание качеству щебня, показателям его прочности, а также строго соблюдать температурный режим при укладке смеси. Все это влияет на то, насколько равномерно распределяются компоненты и как долго прослужит дорожная конструкция. Какие инновационные материалы уже применяются в Ростовской области и на юге России? Денис Николенко: Сегодня на рынке есть целый ряд эффективных решений. Например, комплексные модификаторы асфальтобетона, композиционные материалы на основе активного резинового порошка, а также полимерно-битумные вяжущие материалы. Все они позволяют увеличить срок службы покрытия, делают его более пластичным, устойчивым к растрескиванию и температурным перепадам. Но нужно понимать: такие материалы дороже стандартных. Поэтому в регионах их применяют точечно, а не повсеместно. Как отличаются подходы к строительству дорог в разных регионах России? Денис Николенко: Страна огромная, поэтому она разделена на пять дорожно-климатических зон. Для каждой — свои требования. В южных регионах битум должен быть более вязким, чтобы выдерживать жару. В северных, наоборот, важно учитывать морозостойкость. Поэтому подходы к составу смесей и технологиям действительно сильно различаются. Водители часто возмущаются: зачем укладывать асфальт в дождь? Это вообще допустимо? Денис Николенко: Теоретически и по нормам — нет. Вода мешает сцеплению смеси с основанием, замедляет уплотнение и снижает прочность покрытия. В итоге дорога быстрее разрушается. Но бывают исключительные ситуации. Например, когда ямы на проезжей части становятся опасными и требуют срочного ремонта. Существует и другой фактор: подрядчик связан жестким графиком и обязан уложиться в сроки, иначе его ждут штрафы. В таких условиях работа продолжается даже в дождь. Но это всегда вынужденная мера и, конечно, крайне нежелательная. То есть, несмотря на технологии, южные дороги обречены на частый ремонт? Денис Николенко: Сказать «обречены» было бы неправильно. Технологии есть, и они позволяют значительно продлить срок службы дорог. Но многое зависит от финансирования, дисциплины подрядчиков и системного подхода. Если все это соблюдается, то и южные трассы могут служить долго даже в условиях жары. источник: Российская газета Александр Гавриленко |
Комментарии (0) | |