Машина без водителя: кто ответит за нарушения правил или аварию?
Вчера
19
0.0

В соцсетях распространилась видеосъемка того, как в Татарстане сотрудники Госавтоинспекции остановили машину Li, ехавшую… без водителя! Буквально — на переднем водительском сидении никого не было. Зато в салоне находилось четыре человека. Молодые люди были очень веселы. Возможно, некоторые из них могли быть и нетрезвы, и все они были не пристегнуты. Сотрудники ГИБДД довольно сурово начали допытываться, кто управлял машиной. Ведь, во-первых, она ехала, во-вторых, остановилась по требованию инспекторов. Но молодые люди утверждали, что никто не управлял. Машина ехала на автопилоте. Запускалась она с телефона. Останавливалась также. Тогда сотрудники попытались выяснить, кто собственник авто. Им оказался один из молодых людей на заднем сидении. Но он утверждал, что не управлял машиной. В итоге инспекторы выписали постановление за непристегнутый ремень безопасности на каждого из участников этого заезда и отпустили с миром. Как напоминает глава экспертного центра «Пробок.нет», юрист Александр Шумский, Верховный суд указал: управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Таким образом, человек, нажавший кнопку начала движения, может быть приравнен к водителю и лишиться прав, если находится в состоянии опьянения. Пугает то, что транспорт с функцией автопилота все чаще появляется на наших дорогах, проводится множество экспериментов с ним в разных регионах, как среди грузовиков, так и такси. Авто с возможностью самостоятельного передвижения поступают также по параллельному импорту. А правовые вопросы с этим транспортом до сих пор не решены. Когда такие машины начали появляться на дорогах, корреспондент «РГ» тестировал Skoda Yeti. В частности, включил функцию автоматической параллельной парковки. Машина выбрала подходящее, по ее мнению, место, начала маневр и… врезалась в припаркованную «Газель». Прибывшие сотрудники ГИБДД долго не могли понять, что случилось. Как это — машина сама парковалась? Тогда такие авто были редкостью. Корреспондент даже хотел продемонстрировать, но они отказались от такой возможности. Оформили ДТП и отказ в возбуждении административного дела. В общем, правовые дыры в отношении такого транспорта до сих зияют. Как поясняет адвокат Сергей Радько, тут вообще очень сложно разобраться, кто и в чем виноват. А также — кто за это отвечает. У нас пока вообще законодательство не предусматривает передвижение беспилотных машин. С одной стороны, оператор управления автомобилем может сидеть на водительском кресле или рядом и при этом контролировать движение. Вероятно, он отвлекся. Его вина. Но, может быть, он не отвлекся, а пытался принять управление на себя, но у него это не получилось? Вина производителя. Или собственника машины, поскольку надо устанавливать, в результате чего произошел сбой. В результате неграмотной настройки машины производителем или из-за того, что в нее вмешался пользователь? Другой вариант. За машиной следит внешний оператор. Кто ответит в случае аварии в данном случае? Сергей Радько считает, что такой оператор — это тоже водитель. Но в действующем законодательстве такой позиции нет. В общем, пока такие автомобили большого количества аварий не совершают. Но правовые вопросы, а именно — кто и за что отвечает, надо решать перед тем, как проводить эксперименты на жителях страны. источник: Российская газета |
Комментарии (0) | |