Hyundai рассматривает обратный выкуп завода в Петербурге
10 Сентября 2025
27
0.0

Hyundai разослала всем аффилированным компаниям внутреннее письмо с требованием «проверить состояние глобальных бизнес-объектов и собрать предложения». Hyundai Motor Group приступила к пересмотру глобальной стратегии в условиях давления американских тарифов и начала проверку зарубежных активов, включая российские. Как выяснило Korea Economic TV, концерн рассматривает возможность воспользоваться опционом на обратный выкуп завода в Санкт-Петербурге, проданного в конце 2023 года. Проверка зарубежных активов На прошлой неделе Hyundai разослала всем аффилированным компаниям внутреннее письмо. В документе, как сообщает Korea Economic TV, указывалось на необходимость «проверить состояние глобальных бизнес-объектов и собрать предложения». Среди стран фигурировала и Россия, где Hyundai в 2023 году полностью свернула бизнес, но позже повторно зарегистрировала товарные знаки. В самой компании подчеркнули, что речь идет о «запросах, направленных в разные зарубежные филиалы для подготовки бизнес-плана на следующий год» и назвали это «обычной ежегодной процедурой». Завод HMMR и опцион на обратный выкуп Hyundai вышла на российский рынок в 2007 году, построив в Санкт-Петербурге завод «HMMR» (Hyundai Motor Manufacturing Russia) мощностью 200 тысяч автомобилей в год. Предприятие быстро стало успешным: «рабочие десятилетиями выходили на сверхурочные, настолько хорошо продавались автомобили», напоминает Korea Economic TV. Общий объем инвестиций в завод и связанные проекты превысил 1 трлн вон. После начала СВО на Украине предприятие было остановлено, и Hyundai понесла убытки в размере «조 (триллион) вон», сообщает канал. В конце 2023 года завод был продан венчурной компании ArtFinance за символическую сумму −10 тыс. рублей (на тот момент 140 тыс. вон). При этом в контракт был включен двухлетний опцион на обратный выкуп, срок действия которого истекает в декабре 2025 года. «По условиям байбэка (обратный выкуп акций — прим. “РГ”) завод выкупается не по цене продажи, а по текущей рыночной стоимости», — уточняет Korea Economic TV. В бухгалтерских книгах Hyundai стоимость завода на момент продажи составляла 287,3 млрд вон. Сегодня сумма может оказаться куда выше. ArtFinance через дочернюю компанию AGR запустила бренд Solaris, «заменив лишь логотип Hyundai и название моделей». За год продажи выросли более чем в два раза, а рыночная доля достигла 60 процентов, что позволило «в одиночку противостоять китайскому автопрому». В августе 2025 года Solaris занял восьмое место в десятке самых продаваемых машин в России. Сейчас предприятие ставит цель производить 200 автомобилей в день. По оценкам экспертов, цитируемым Korea Economic TV, при применении мультипликаторов к показателю EBITA итоговая стоимость актива может составить около 1 трлн вон (740 млн долл.). В эту сумму закладываются и будущие расходы на модернизацию, смену производственных линий и найм персонала. Политические барьеры и возможные варианты Финансовые издержки — не единственный риск. В мае 2025 года Госдума России внесла законопроект, позволяющий отклонять заявки на обратный выкуп активов иностранными компаниями. Президент РФ Владимир Путин в начале года также предупредил: «Компании, сбежавшие за бесценок, не смогут вернуться легко и дешево». Hyundai, по данным Korea Economic TV, через свой юридический департамент уже изучает возможность международного арбитража на случай спора. В Hyundai подтвердили, что разрабатывают два сценария: «на случай, если байбэк состоится, и если он окажется невозможным». В случае успеха компания намерена использовать санкт-петербургский завод как экспортный хаб в Европу. Напомним, ещё до СВО российский рынок был одним из крупнейших в Европе: ежегодные продажи достигали 3 млн автомобилей, а доля Hyundai/Kia держалась в пределах 20−30%. Если же вернуть завод не удастся, то, по словам источников, концерн сосредоточится на создании альтернативных производственных площадок в соседних странах, «так как строительство нового завода в самой России признано малореалистичным». Выигрыши для Hyundai Wia Наибольшим бенефициаром возвращения в Россию может стать дочерняя компания Hyundai Wia, производящая двигатели. Ее завод в России рассчитан на выпуск 240 тыс. двигателей в год, но сегодня загружен лишь на 10% (выпускает около 40 тыс.). «При полной загрузке завод может приносить до 37,5 млрд вон операционной прибыли», — цитирует Korea Economic TV аналитиков. Ранее на строительство предприятия было потрачено 210 млрд вон, но работать оно смогло всего 4 месяца до начала конфликта на Украине. В 2022 году убытки составили 190 млрд вон, в 2025 году зафиксирована первая прибыль за счёт роста курса рубля, однако эксперты называют это «разовым фактором». Hyundai Wia уже готовит кадры: «в последние месяцы продолжается набор инженеров-электриков и технического персонала для возможного перезапуска завода». Российская газета, Олег Кирьянов |
Комментарии (0) | |